Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Польза и вред наказания

Дата: 11 апреля 2023 в 07:16

Не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее.

ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ

Ограничители:

не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

не хвалить больше двух раз за одно и то же;

не хвалить из жалости;

не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8«поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

ТРЕБОВАНИЯ

К НОРМЕ ПОХВАЛЫ

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.

дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

ТИПЫ ПОХВАЛЫ

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип:

утверждать, что ребенок что–то делает лучше, независимо от реальности;

одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы, между прочим, сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание

ПОМНИТЕ! Любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ФОРМЫ НАКАЗАНИЯ

вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

лишение поощрений и привилегий;

осуждение поведения.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать!
  • Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
  • За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
  • Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
  • Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ

ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ!

ТЕЛЕФОН

Рогачевского районного

социально-педагогического центра

(8 02339) 3 71 25

(8 02339) 3 73 49

Составитель:

педагог-психолог СПЦ Гапеева А.А.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ РОГАЧЕВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Рогачевский районный

социально–педагогический центр

<v:shape fillcolor="#7030a0" id="_x0000_i1025" style="width:238.5pt; height:51.75pt" type="#_x0000_t136"> <v:fill color2="#f93"> <v:shadow color="silver" on="t" opacity="52429f"> <v:textpath fitpath="t" string="Польза и вред наказания" style="font-family:"Impact"; font-size:20pt; v-text-kern:t" trim="t"> </v:textpath></v:shadow></v:fill></v:shape>Польза и вред наказания

2022

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.